В Нижнем Новгороде заработал Кремлёвский фуникулёр

by Роман Розанов
23.09.2024
in Исследуй Россию, Новости, Транспорт

15 сентября 2024 года в Нижегородском кремле спустя почти 100 лет простоя заработал фуникулёр. Он будет открыт ежедневно с 10:00 до 21:00. Билет в одну сторону стоит 200 ₽.

Чтобы не путаться, разберемся с понятиями: фуникулёр всегда ходит по рельсам. Согласно определению Большой российской энциклопедии, это рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки пассажиров или грузов в вагонах на небольшое расстояние по крутым подъёмам.

Выходит, что это второй общественный фуникулёр во всей России после владивостокского. Есть ещё третий, что работает в Сочи на территории санатория имени Ворошилова, но только для постояльцев, поэтому считать его общественным неправильно.

Мы прокатились на новом подъёмнике и принесли вам фотографии! Но обо всём по порядку.

История создания

Нижегородские фуникулёры стали первым в России: ко Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года построили сразу два подъёмника — Кремлёвский и Похвалинский. В городе их называли элеваторами — прямая калька с английского elevator, то есть подъёмник (от англ. elevate — поднимать). На английском так до сих пор называют лифт.

Элеваторы того времени работали на водяной тяге, на основе механизма Никлауса Риггенбаха. Оба вагона были связаны тросом и имели баки для воды. Чтобы вагоны пришли в движение, бак нижнего вагона опустошается, а бак верхнего, наоборот, наполняется. Равновесие нарушается, верхний вагон перевешивает и фуникулёр начинает движение. Нижегородские элеваторы двигались по одной линии, раздвоенной посередине. Большинство фуникулёров с водяным балансом в 20 веке были переделаны под электропривод, но некоторые до сих пор работают в Европе: например, в немецком Висбадене, британском Фолкстоне, швейцарском Фрибуре и некоторых других городах.

«Сам фуникулёр был устроен по типу зубчатых канатно-проволочных железных дорог, хорошо известных к этому времени в Европе, но впервые осуществленных на практике в России. Автором технического проекта нижегородских подъёмников (1895 г.) являлся швейцарский инженер-механик и предприниматель Карл Роман Абт. Наиболее трудным участком строительства стало сооружение тоннеля под пряслом кремлёвской стены, которая, по условиям договора, должна была сохраняться неприкосновенной. Первоначальный проект оказался слишком дорог и был переработан полковником М. П. Фабрициусом – одним из ведущих военных инженеров», — пишут на сайте Нижегородского кремля.

Главной задачей Кремлёвского фуникулёра было соединение трамвайных линий, строящихся в то же самое время в верхней и нижней частях города. Трамвайные пути  должны были связать Всероссийскую промышленно-художественную выставку с Благовещенской площадью (современная площадь Минина и Пожарского) через кремль. Но специалисты немецкой компании Сименс и Гальске, занимавшейся проектом, решили отказаться от строительства путей в верхнюю часть города из-за сложного рельефа.

Тогда за строительство взялась «Финляндская компания лёгкого пароходства» Рафаила Карловича Гартмана, инженера и предпринимателя из Петербурга. Его идея заключалась в том, чтобы построить две отдельные трамвайные линии по верхним и нижним улицам города и соединить их двумя фуникулёрами, получившими названия Кремлёвский и Похвалинский. 

Два элеватора

Кремлёвский располагался там же, где и сейчас — линия длиной 133,12 метра шла от подножия церкви Иоанна Предтечи до станции внутри Кремля возле Часовой башни. Впервые движение открылось 9 июня 1896 года. Каждый вагон был разделён на первый класс с сидячими местами и второй класс, где можно было только стоять. Цена за проезд была достаточно высокой: 5 копеек в первом и 3 копейки во втором классе. Бесплатно во втором классе могли ездить учащиеся и, при определённых условиях, почтовые служащие и полицейские. После революции Кремлёвский фуникулёр существовал до 1926 года. К тому времени верхнюю и нижнюю трамвайные линии соединили и необходимость в фуникулёре отпала.

Кремлёвский элеватор / Фото: kremlnn.ru

Похвалинский же располагался в Сергиевском овраге — в сегодняшних реалиях между набережной Федоровского и улицей Заломова. Верхняя станция находилась на месте нынешнего отеля Azimuth, а нижняя — прямо в здании электрической подстанции у начала Плашкоутного моста через Оку. В 1927 году при реконструкции Похвалинского съезда верхние и нижние трамвайные пути соединили, а линию элеватора убрали.

Похвалинский элеватор / Фото: Максим Дмитриев, pastvu.com

Новая версия

Теперь, спустя почти 100 лет, Кремлёвский фуникулёр вновь начал возить пассажиров. Длина линии — 134 метра, вагон вмещает 40 пассажиров и двигается со скоростью 2 м/с. Проезд, как и тогда, совсем не дешёвый — 200 ₽ с человека в одну сторону.

Нижняя станция расположена у Предтеченской церкви и архитектурно повторяет оригинальное строение из дерева.

Нижняя станция Кремлёвского фуникулёра / Фото: Роман Розанов

Внутри всё выполнено в спокойных серо-зелёных тонах. В вестибюле работает бесплатный туалет, расположенный до турникетов. Купить билеты можно в терминалах самообслуживания, у кассира или по QR-коду. Они стоят одинаково для взрослых и детей — 200 ₽. Предусмотрены льготы «отдельным категориям граждан», но не уточняется, каким. Впрочем, как и сто лет назад, те, кому жалко денег, могут за 5-7 минут подняться или спуститься пешком.

Входная дверь / Фото: Роман Розанов
Главный вестибюль нижней станции / Фото: Роман Розанов
Турникеты / Фото: Роман Розанов
QR-код для покупки билетов / Фото: Роман Розанов
Терминал по продаже билетов / Фото: Роман Розанов
Туалет / Фото: Роман Розанов

Сам фуникулёр стал ещё больше похож на лифт (elevator), разве что двигается не вертикально, а под углом. Вагон выкрашен в приятный красный, с нижегородским гербом впереди. Внутри вместе с пассажирами едет мужчина при пиджаке, который следит за порядком и охотно отвечает на вопросы.

Панель управления точно как в лифте / Фото: Роман Розанов
Интерьер / Фото: Роман Розанов
Вагон фуникулёра / Фото: Роман Розанов

Спустя пару минут прибываем на верхнюю станцию. Она, в отличие от нижней, выполнена в современном стиле без заигрываний со стариной. Как и внизу, здесь тоже есть туалет. В главном зале под стеклянным полом видно законсервированную водонапорную башню, которая раньше использовалась для привода вагонов. На стенах транслируют историю фуникулёра, а слева от входа есть небольшой панорамный зал ожидания с кофе-машиной.

Вестибюль верхней станции / Фото: Роман Розанов
Вестибюль верхней станции / Фото: Роман Розанов
Вестибюль верхней станции / Фото: Роман Розанов
Старая водонапорная башня под стеклянным полом / Фото: Роман Розанов
Кофейня при фуникулёре / Фото: Роман Розанов
Кофейня при фуникулёре / Фото: Роман Розанов
Большой олень у входа / Фото: Роман Розанов

Приходите читать другие наши материалы: Где и как бронировать жилье в России, Как бесплатно ходить в бизнес-залы и Как попасть с экскурсией на предприятие.

Последние Новости

Республика Коми: леса, вертолёты и безлимитная черника
Исследуй Россию

Манарага: как добраться к главной вершине Приполярного Урала

11.10.2024
Где в России полетать на редких самолётах
Исследуй Россию

Где в России полетать на редких самолётах

05.10.2024
Новый электроход «Москва 2.0» поможет советским теплоходам на реках России
Водный транспорт

Новый электроход «Москва 2.0» поможет советским теплоходам на реках России

27.09.2024
Додо Пицца: как попасть на кухню главной пиццерии страны
Исследуй Россию

Додо Пицца: как попасть на кухню главной пиццерии страны

26.09.2024
Как попасть в бизнес-залы бесплатно и за деньги
Исследуй Россию

Как попасть в бизнес-залы бесплатно и за деньги

03.09.2024
Где и как бронировать жилье в 2024 году
Исследуй Россию

Где и как бронировать жилье в 2024 году

29.08.2024

© 2024 «Уважаемые пассажиры»

Сайт о том, как путешествовать по России

ВВЕРХ
No Result
View All Result
  • Новости
  • Транспорт
    • Водный транспорт
    • Поезда
  • Исследуй Россию
    • Промтуризм
  • О нас

© 2024 «Уважаемые пассажиры» — сайт о том, как путешествовать по России